Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Случилось то поздней осенью, вот как сейчас. Нивы уже были сжаты, ярмарка отзвенела, и свадьбы отыграны были уже все, когда на дороге от гор показалась телега с большим стогом сена. Казалось бы, кому нужно горское сено в долине? Темнело быстро, но возница никуда не торопился, и вскоре только полна луна могла наблюдать его, двух лошадок, груз и спутников. О человеке, расслабленно держащем вожжи, мало что можно было сказать, был он худ и видимо сед, но все остальное скрывала широкая шляпа и простая дорожная одежда. Спутники же были вполне различимы - молодые, щегольски одетые, один из них держал в руках небольшой барабанчик, другой - лютню, а третий прижимал к губам флейту. Кто не слышал веселой музыки, что дарят слушателям такие компании бродячих музыкантов на прязднествах, но сейчас вроде бы и бойкая мелодия звучала тревожно и пробирала до костей. Хотелось или бежать, или... идти вслед за мзыкой. Под призрачным светом луны не было видно никого, для кого могли бы играть странные музыканты, но стоило ей хоть на миг спрятаться за клочок облака, как они проявлялись. Ряды и ряды, старые и молодые, с мечами, луками и пиками, в шеренге по-трое шли они. Мертвые. Армия призраков возвращалась с последнего своего поля. Вились полупрозрачные знамена, тихо звякали доспехи примерно на каждом двадцатом. Но облако отползало, и фигуры снова блекли, становилясь неразличимы, а телега все ползла к хорошо уже видимому городку, вернее замку, чей посад еще не дорос до самостоятельности.
В замке, как и положено, был король, здешний самовластный правитель. Но не пировал он, и не чествовал храбрых. Король умирал, и врядли бы встретил рассвет. Потому что старость, потому что предсказано было, потому что не все раны излечиваются до конца. Типичные, скажем прямо, причины для правителя.
Мирные жители, хоть и был у большинства меч за стрехой, смутно чувствовали что-то, и потому собирались вместе, нервно перешучивались, смотря в огонь, вспоминали старые истории и случаи. Король же знал, он чувствовал приближающихся мертвецов сквозь все стены и текучую речку, и потому приказал нести себя - ходить он уже не мог, на вершину башни. Здесь, на плоской крыше, над самой излучиной, он мог видеть все призрачное воинство. Говорят, что когда мертвый подходит к текучей воде, то не может перейти ее. Они и не стали, встав исполинской подковой на берегу, но от холода их дыхания струи воды закаменели, причем так быстро, что лед вздыбился и выполз на берег, уперевшись всей мощью в стены. На башне оставался только король, подпираемый сзади поставленной вертикально лавкой, четверо слуг, что принесли его, и придворный ученый - задержавшийся и обжившийся в замке искатель истин.
Телега, уже без лошадей и музыкантов, выкатилась на лед и вспыхнула. Высокий костер освещал ближние ряды, и в этом свете они казались почти живыми. Вперед вышел молодой воин, в руках он держал разрубленный шлем.
- Король! - сказал он так, что было слышно и на башне и рядом, - Король, мы пошли за тобой на войну, мы готовы были воевать за тебя, но ты предал нас! Ты предал нас и мы умерли! Умерли в западне, за тебя и из-за тебя. Сегодня умрешь ты, и знай, ты уже наш! Мы заберем тебя, и все что было дорого тебя, но все равно не утолим своей мести!
И начал говорить король. Голос его был слаб, но странным образом также легко разносился по всей округе. - Да я предал вас, и да, сегодня я уйду с вами, как вы, как каждый, кто верил когда-то шел за мной. Вы умерли, и умерли из-за меня, но почему ты говоришь, что вы умерли за меня? Посмотри на эти поля, ждущие весны сейчас, на богатые деревни и клановые крепости на холмах! Ты говоришь о дорогом мне, но разве не за эти дома, не за эту, вашу землю и ваши скалы вы тогда шли на войну? Я предал вас, и мой сын сам вел вас в ловушку, но посмотрите вокруг, благодаря вашей жертве, враги были заперты в ущелье и перебиты, их нога не коснулась этой земли, вашей земли!
Тогда ропот пошел над призрачным воинством, и из их рядов вышел другой воин, его богатые доспехи тоже были все изрублены и пробиты. Немолодое лицо белело в свете горящей соломы. "Да ты прав. Ты поступил не по чести и уйдешь с нами, но народ наш жив, и кровь его горяча, пусть же живет и здравствует!"
И в этот момент льды снова вспучились, канула в тёмной воде пылающая телега а лишившаяся опоры башня рухнула набок, рассыпавшись грудой сланца, а войско растаяло в воздухе и только вдали раздавался шум и удаляющиеся звуки труб.
Наутро горожане разобрали каменную груду, и нашли под ней четверых слуг. Они так и лежали, держась за резные доски, как стояли недавно, поддерживая своего повелителя. Ведь бывают случаи когда нельзя уйти. Тела короля не нашли, да и не искали особо, ведь все помнили разговоры прошедшей ночи. Не было и тела мудреца, говорят, что его утащило течением, но говорят также, что подле призрачного короля в войске мчится он по левую руку, ведь поиск истин, он может быть превыше жизни.

@темы: истории