Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

В Казани я был в этом году уже в третий раз, и наконец-то выкроил время, чтобы побывать в главном республиканском музее.
О музееО музее
Музей этот обладает весьма богатой историей, которая началась еще в 1895 году. Основой ему послужила коллекция А. Ф. Лихачева, а также экспонаты Научно-промышленной выставки 1890 года. История достаточно типичная для музеев той поры, создававшихся в основном просвещенными меценатами и радетелями за родной край.
Здание, в котором разместился музей, относится к XVII-XVIII векам и принадлежало некогда гостиному двору. История торговли на этом месте заслуживает отдельного рассказа. Достаточно сказать, что торжище на этом месте было еще во времена ханства, а последние связанные с торговлей организации выехали из здания только в конце 1980х.
В 20е годы фонды пополнились множеством частных коллекций, реквизированных у "бывших", а также собраниями некоторых вузовских музеев. Среди прочего, например, в музей поступил древнеегипетский саркофаг из Казанского университета, в свое время подаренный России египетским хедивом (наместником).
Современный внешний вид музея совпадает с дореволюционным, поэтому можно и не догадаться, что в советское время он был как на фото ниже. Надстройка, появившаяся в 1930х, хотя и располагалась над помещениями музея, вмещала в себя различные конторы, в одной из которых и начался пожар 1987 года.

Киножурнал о пожаре
Пожар не нанес коллекции музея существенного вреда - горели помещения, занятые другими организациями, но два верхних этажа оказалось проще разобрать, чем восстанавливать. В ходе реставрации вернули исторический облик и парадному крыльцу. В 2002 году музей открылся снова, последние дополнения к современной экспозиции были внесены к празднованию "тысячелетия" Казани. Формально, музею в данный момент принадлежит весь сохранившийся гостиный двор (часть его в 1954 году обрушилась из-за непомерной надстройки и была заменена на "Дворянское гнездо" - дом для номенклатуры и профессоров), но экспозиции размещаются только в "парадной", выходящей на кремль части, а изрядная часть здания, если верить сайту музея, находится под угрозой обрушения. Планов развития у музея много, в том числе застройка обширного внутреннего двора современными помещениями, но как и весь исторический центр, пережив "тысячелетие", музей в некотором смысле замер на неопределенный срок.
Не смотря на обширные коллекции самых различных артефактов, тематика музея - история Татарстана от истоков до современности, и есть некоторая загадка в том, что в Казанском кремле есть очень похожий музей "Истории Татарской Государственности", маленький и скромный, но при этом более цельный и приспособленный для самостоятельного посещения.
Личные впечатления
Личные впечатления
Подобно многим современным музеям, здесь достаточно свободного места, что с одной стороны дает возможность разглядывать экспонаты не отвлекаясь, но с другой, показать получается не так уж и много.
Здесь же мне придется извиниться за надерганные откуда придется фотографии, в полутемных залах снимать было неудобно, и моих снимков почти нет.


Первый этаж поделен на две зоны - доисторическую и посвященную независимому татарскому государству. Выше фотографии из первой, можно ознакомиться с различными сторонами быта людей в древности, например на первом фото в центре реконструкция костюма и инвентаря женщины-ювелира (на втором фото крупнее), а в оконных проемах стоят стильные скульптуры, посвященные различным сторонам их жизни.

Также можно посмотреть на подлинную лодку-долбленку, конечно не доисторическую, но все равно весьма почтенно выглядящую, орудия рыбной ловли, оружие и реконструкцию костюма. Наверно единственным минусом этой части экспозиции является уже упомянутая её "несамостоятельность", ряды примерно одинаковых оббитых камней с почти идентичными этикетками "рубило" на трех языках почти ничего не скажут неспециалисту без рассказа экскурсовода.
Во второй части мы почти мгновенно переносимся к моменту принятия местными жителями ислама. Здесь же нам полагается узнать о международных связях Волжской Булгарии, проиллюстрированных доспехами и предметами быта скандинавов, славян, монголов и некоторых других народов. Вдоль стен сложены детали зданий исламского периода - покрытые тонкой резьбой колонны и купели, стенные панели с изразцами.

Здесь же стоят довольно качественные, но все таки уже несколько потрепанные советские макеты старинных булгарских зданий, до сих пор стоящих на заросших травой городищах. Когда нибудь я доберусь и до них, ну а сейчас вынужден лишь констатировать, что развернутых этикеток нет и к ним, увы.

Последнее отделение зала посвящено завоеванию Казани Россией. Этому историческому процессу тоже нужен свой рассказчик, а в случае музея не помешал бы целый зал про взаимоотношение двух раннесредневековых государств. Конкурируя между собой почти с самого появления что Руси, что Булгарии, эти государства были оба покорены монголами, а после распада Золотой Орды снова начали с переменным успехом бороться за гегемонию в поволжье. Для неугодных князю или хану лиц соседняя страна нередко становилась новой родиной и немало аристократических родов России происходят от казанских "политических беженцев". С течением лет дело шло к чему-то вроде польско-литовской унии под московским скипетром, но появление нового игрока - Османской империи на юге привело к, как сказали бы сейчас, "эскалации конфликта", в котором обветшавшее ханство было уже просто разменной монетой, оказавшейся в итоге в кулаке Ивана IV.
Возвращаясь к музею, в нем взаимоотношениям с Русью, а точнее именно той, заключительной войне, посвящен довольно маленький тёмный зальчик. Почти половину этого зала занимает гигантская (4,4х2,5 м.) картина с фото ниже. Её так и хочется назвать "Последний день Казани".
В целом картина мне понравилась, хотя при более подробном взгляде замечаешь и постные лица большинства персонажей, и распадание композиции на отдельные несвязанные сценки. Это уже моё личное имхо, но образ Ивана Грозного в виде гневного божества, грозящего городу с небес, несколько неудачен.

Всё портит весьма подробный текст "от автора" (с ним, как и с более крупными фото картины можно ознакомиться по ссылке), полный столь характерного для нашего времени инфантильного национализма, сводящегося к догме "цивилизованный народ-гуманист поработили варвары с запада (востока, юга, севера)".
В этом же зальчике можно посмотреть на пушечные ядра, вооружение московского стрельца, а также для организованных экскурсий устраивают встречу с как-бы самой Сююмбике - одной из самых знаменитых женщин Казани, ханшей и регеншей в последние годы ханства.

Для дальнейшего осмотра необходимо подняться на второй этаж по весьма стильной лестнице, где нас встречает зал, посвященный екатерининской эпохе.
Вторая великая женщина в истории Казани, посетив город в 1767 году, оставила после себя необыкновенно помпезную карету, а также речную галеру "Тверь", которая по бесхозяйственности сгорела в 1956 году. Карета же сохранилась и на нее можно посмотреть.


Кроме этого можно увидеть различные разрозненные предметы, имеющие отношение к губернскому периоду в истории Казани. Здесь и оружие и предметы быта, и книги авторов эпохи просвещения, и коран на русском языке. Сами предметы достаточно интересно разглядывать, но снабженные лишь лаконичной подписью, они мало что могут поведать неискушенному посетителю.
В этом же зале находится небольшая экспозиция, посвященная войне с Наполеоном, запомнившаяся мне прежде всего набором открыток-карикатур.

Второй зал на этом этаже посвящен вперемешку революции, Первой Мировой и гражданской войнам. Присутствуют как "общероссийские" приметы времени, так и личные вещи татарских революционеров, плакаты и печатные издания.

Первое фото хотя и напоминает ночной кошмар нациста, на деле - бюллетень о положении дел на фронтах, опубликованный на татарском языке (до революции он был с арабской графике), ниже - забавная открытка по случаю свержения самодержавия. Эх знали бы люди, отправившие эту "похоронку" в 1917, сколь много еще предстоит пережить...

Не обходится и без ляпов. Что вдвойне обидно, этот лозунг написан на потолке, то есть всего лишь выдав художникам-оформителям архивное фото или факсимиле, вместо напечатанной на компьютере строчки, этого конфуза можно было избежать.

Последние два зала посвящены народному творчеству народов Татарстана и знаменитым землякам. Из первого мне особенно запомнился этот вот корабль Али, брата Мухаммеда, составленный из букв арабской надписи. Очень люблю арабскую графику за эту вот возможность составлять ребусы, которые можно как прочитать, так и рассмотреть. Напротив корабля была интересная "примета времени", которую я не сообразил заснять. Там располагались две очень похожие картины на тему "ходоки к Ленину". На одной, 1951 года, кроме Ленина присутствуют собственно ходоки в татарских национальных костюмах, их более прогрессивные товарищи в пиджаках и молодой Сталин, на второй, из 70х, нет уже ни расписных халатов ни Сталина. Молодые люди, одетые по моде 70х, интеллигентно разговаривают с Владимиром Ильичём.

Рядом можно было увидеть инструменты мастера по металлу, старый ткацкий станок и много другой ушедшей в прошлое утвари. Посетители этого зала, по моему впечатлению, только и говорили, что "о, а вот эта штука у бабушки в деревне хранилась". Особенное впечатление на меня произвела пожилая женщина, рассказывающая своим внукам по-татарски, для чего нужны те или иные предметы. Внуки отвечали ей по-русски, что хотят бежать смотреть на пушки.
Копирайты
Копирайты
Фото 1 с сайта planeta.turtella.ru, фото 2, 3, с сайта музея tatmuseum.ru/, 5, 8, 9а, 9б, 12, 13 - мое, 6 с сайта otzovik.com, 7 с сайта www.tripadvisor.ru, 10, 11 с сайта tur-kazan.ru,
интересные ссылки
Интересные ссылки
Старая Казань - старенький сайт с архивными фото и историей
Сайт музея
История галеры "Тверь"
@темы: Фотографии, Татарстан, Путешествия
"Последний день Казани" - это прелесть, конечно