воскресенье, 09 июня 2019
Посмотрел сегодня первую серию. В ней собственно взрыв, а также попытки высокопоставленных чинуш прикрыть себе задницы на фоне героизма пожарных, военных и персонала станции.
Впечатления и немного спойлеров
Очень круто смотрится, и с точки зрения постановки, когда целый час реально невозможно оторваться, и с точки зрения матчасти. Очень много разных позднесоветских мелочей попали в кадр, сделав его очень достоверным. Я мало какое кино смотрел без перерывов на чай, проверить чатик в вконтакте и т.п. А тут не заметил как час пролетел.
На этом прекрасном фоне несколько странностей, которые режут глаз именно потому что остальное на очень высоком уровне. В первые минуты фильма нам показывают некоего дерганного диссидента, за которым следит КГБ, надеюсь потом нам расскажут, к чему он был, потому что очень интригует. С точки зрения драматургии немного царапнули типичные амплуа, вроде храбреца, ушедшего на подвиг, оставив дома молодую жену, или двух техников, крутящих вентили в подвале (в каждом фильме-катастрофе такие есть). Очень большой ляп с точки зрения постсоветсткого зрителя - все персонажи обращаются друг к другу по фамилии или "товарисч", на фоне очень достоверного антуража, которому веришь, это выглядит как ковбой, заходящий в салун, сплевывающий на пол, и обращающийся к бармену "Степаныч, дай чебурашку в долг до получки". Странновато на фоне остального смотрятся военные, охраняющие противорадиационный бункер начальства - они в "офисной"форме но с калашниковыми. Причем в таком виде даже солдат, который провожает одного из инженеров к развалинам реактора сквозь руины. Возможно это отражение реальных событий, но выглядит нелепо...
Еще один ляп, точнее преувеличение - мгновенная гибель леса от радиации и его пожелтение. Это очень пугающе выглядит, но я как ботаник говорю - от смерти сосны до пожелтения её хвои проходит немало времени, так что даже если лес погиб мгновенно, такой эффект как в фильме получится разве что от выброса хлора.
__________________________
Ну и как обычно ложка дегтя - комментаторы =\
Вот где еще устроить срач по поводу "криворукие хохлы все что угодно сломают" vc "москали специально построили плохую станцию, чтобы уничтожить взрывом побольше украинцев", как не здесь...__________________________
2 серия
Посмотрел и вторую. Начинаю дергаться от звука проезжающего грузовика за окном...
читать дальшеЗдесь уже больше атмосферы "процедуральных" фильмов-катастроф - заседания, разговоры начальников между собой и с подчиненными. Руководят всем на месте двое очень контрастных, но и похожих персонажей. Кстати, одного из них зовут Борис (это в отличие от более чем сотни попадавших в кадр людей, обращающихся исключительно по-фамилии). Во втором можно узнать того диссидента, который был вначале (да, я почитал про реальных участников события). Клика местных чинуш разогнана, но один из них, похожий на Яценюка, все равно болтается вокруг с подхалимским видом.
По прежнему есть какое-то количество глюков, но что необычно, это не вариации того, что называют "клюквой", а вот что-то такое странное, цепляющее глаз и дающее понять, что снимали иностранцы. Чисто клюквенного там разве что необыкновенное количество водки, которую пьют просто все, хотя на дворе вроде сухой закон...
Забавный глюк - на окнах видны решетки, в балконах стопроцентное остекление, причем как и в окнах - в основном пластиком, хотя для съемок крупным планом все таки выбирают "правильные" деревянные окна.
Интересная трактовка - и в первой и во второй сериях "идейные" партийцы берут на себя роль скорее священническую, такая прямо проповедь из их уст. _________________________
3-4 серия
читать дальшеРаботы продолжаются, из под земли вылезают шахтеры, а из кабинетов - гэбня, которая ищет крамолу где только можно.
Куча народу трудится над ликвидацией аварии и троица из двух побывавших в афгане вояк и юного киевского шофёра являет собой зрелище до того сюрреалистическое, что даже бульдозеры, закапывающие землю под землю уже кажутся вполне органической частью картины мира.
Очень понравилось, что хотя эти две серии в основном про преодоление и нам показывают действительно и высоты человеческого духа и профессионализм на всех уровнях (не считая политиканов, которым лишь бы выиграть политических очков), но в отличие от многих других фильмов-катастроф, авторы "Чернобыля" не дают забыть, насколько чудовищно произошедшее и как малы силы людей перед ими же созданной бедой.
Еще раз похвалю сюрный саундтрек и обработку всех звуков, отчего даже звонок телефона звучит как из преисподней.
___________________________
Pачем-то глянул что творится на ютубе. Там уже вылезли какие-то обзорщики, во всю кричащие, что весь сериал - поливание дерьмом "всего русского, советского и хорошего". По моему, тут два варианта, или эти граждане запредельно глупы, или им кто-то приплачивает, например создатели российских говно-поделок, которые зачастую льют на СССР гораздо больше негатива, при пробивающем дно качестве.
Нет, вот серьезно, для вас партийная верхушка горбачевских времен - олицетворение всего лучшего и светлого и настоящие коммунисты при этом?
Мое мнение, хотя фильм действительно, среди прочих тем, акцентирует внимание на гниении в верхах и спецслужбах, но это наверное самый объективный и уважительно относящийся к советскому периоду фильм за последние лет тридцать.
____________________________
5 серия
читать дальше
Она уже в большей степени "антисоветская", точнее я бы сказал, что она более наполнена символами и идеями, чем событиями. Этим она напоминает "Матрицу" или "Хроники Амбера", странно отличаясь от "соцреализма" предыдущих четырех серий. Возможно даже сравнить эту серию с чистилищем, после смертной жизни, или чем-то вроде.
Сюжетно в этой серии происходит суд, на котором троих руководителей с ЧАЭС приговаривают к 10 годам тюрьмы, ГГиня и ГГ устраивают целое представление, видимо больше нужное, чтобы рассказать зрителям, что же произошло, чем для суда, а в итоге герой обличает всю лживую советскую систему, потому что одни руководители решили сэкономить, а другие - засекретить отчет о том, что результат экономии - повышенная опасность. На мой взгляд, такая логика действий не уникально советская, и в принципе характерна для человечества, как это ни печально.
Дальше с ГГ опять же очень символически разговаривает Агент Смит О'Брайен гэбнюк, на чем сериал и заканчивается. В эпилоге нам показывают архивные кадры и кратко рассказывают о судьбах героев.
Там же идет очень странная, на мой взгляд, фраза "По разным подсчетам катастрофа унесла жизни 4-93 тыс человек, советская оценка не менялась с 1987 - 31 человек", которая должна, видимо, говорить зрителю, что СССР был весь пропитан ложью, но на самом деле говорит о том, что непосредственное число жертв катастрофы - одна цифра, а число погибших от последствий и вообще умерших за последние 30 лет переселенных жителей Зоны отчуждения и ликвидаторов - совсем другая. Не говоря о том, что после 1991 года новой советской статистики ждать глупо. ____________________________
Как итог, сериал очень хорош, хотя местами и вторичен по отношению к другим фильмам-катастрофам, его однозначно стоит смотреть, хотя и желательно, если целью стоит ознакомление с историей, прочитать более объективные источники, сериал все таки художественный, а не научно-популярный.
Из однозначных плюсов - очень атмосферный и необычный саундтрек, мастерски нагнетающий нужные эмоции без набивших оскомину скрипичных пиликаний и прочего. Также совершенно замечательно реконструирован быт позднего СССР. Да, есть небольшие огрехи, вроде пластиковых окон в домах, но куда от этого денешься. Драматургия также хороша, хотя под конец псевдо-документализм сменяется чем-то более театральным, что странно.
Из минусов: некоторая "клюквенность", гораздо более простительная, чем оно обычно бывает, но таки заметная, некоторое количество ляпов в антураже, и на мой взгляд, уход от псевдо-документализма в последней серии.
@темы:
Киношное
Решетки на окнах - так это тоже в СССР зависело от региона (впрочем, в закрытых городах вряд ли ставили решетки). Мне рассказывала моя преподавательница, которая ещё в 70х переехала в Томск из Кузбасса, какого-то шахтерского города, и её поразили две вещи: белый снег и отсутствие решеток на окнах.
Но здесь похоже просто калька с нормативного "Миссис Хадсон" или "Мистер Холмс".
Решетки на окнах конечно могли быть, но там в кадре мелькают именно такие "решетки из 90х", типа зарешеченого окошка в подъезде, или нескольких классов в школе.
это как раз тоже правда, считалось, что радиация так выводится - водка, красное вино, в общем, что у кого
отчасти из-за этого антиалкогольная кампания потом и лопнула с треском