Мысли про Сказания Земноморья 2006Начну с более поздней и, что скрывать, понравившейся мне гораздо более, японской версии. Она очень красива визуально и за это можно простить многое. Эти фоны, одновременно живые и полные мельчайших деталей, эта увядающая, но все еще блистающая порфиром и золотом Византия, лишь слегка маскирующаяся под Земноморье, эти корабли, вырисованные досочка к досочке, и прекрасные, чешуйка к чешуйке драконы, эти отсылки ко всей человеческой истории разом...
Но как-то оказывается, что Земноморья то тут и нет. Герои путешествуют исключительно по суше. Все пределы, от северного Энлада до такого крайнего, что уже действительно последнего берега на западе оказываются частями одного острова, который легко можно пересечь верхом за несколько дней.
В основу была положена в основном книга "На последнем берегу", и полнящее ее ощущение уходящего из мира волшебства и даже самого смысла очень хорошо передано, хотя частенько можно увидеть, откуда оно взято цельными кусками. Старший Миядзаки нарисовал достаточно, чтобы на основе можно было комбинировать и комбинировать. Старая манга "Путешествие Сюны", откуда в кадр въезжают повозки с рабами и весь этот угасающий, но все никак не могущий поставить на себе точку город. Гед, так похожий на Юпу Миральда из Навсикаи, что наши дубляжисты даже голос им дали один... ну и так далее. Стилистически выбивается только замок Паука, но он просто стянут откуда-то еще.
Сюжет, увы, рваный, и ничего с этим не поделать. Перемешаны куски первой книги (только тень охотится за Арреном, а не за Гедом), третьей и четвертой, причем не особенно в связи с друг другом.
Ну а в финале нам является
Итого, где-то 3,5 из пяти, с явлением нам то фирменно гиблевского качества, то всякой халтурной фигни.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Мысли про Волшебника Земноморья 2004Второй фильм другой, сняли его в 2004 году в США, и это странно, потому что выглядит он выходцем из старых добрых 80х, времен первых экранизаций Нарнии и фильмов про Люка Скайуокера. Экранизировать какую-то одну из книг тут тоже сочли лишним, поэтому здесь мы видим гибрид первой и второй книг, а Гед, гоняясь за Тенью, проявляет такую невиданную прыть, что добегает прямо до Гробниц Атуана. Визуальный ряд тут неплох, хотя местами и откровенно малобюджетен. Земноморье всё-таки -морье, и немалую часть фильма герои проводят в плавании. Постарались и с остальным - города разные, кораблики разные,
Глюки и наркоманияПервым мутагеном, искорежившим сюжет, стала набившая оскомину политкоректность. Причем в данном случае кое кто явно пытался стать святее папы римского, что породило весьма забавные, если задуматься, глюки.
Как я думаю помнят читавшие Земноморье, народы там живут очень разные, самой диковинной внешности и цвета кожи. А бледноликостью могут похвастаться только Корги, за что заслуженно считаются варварами и нехами. Здесь же, как водится в правильном западном кино, практически все персонажи белые, за исключением нескольких чернокожих на втором плане и нескольких азиаток на третьем.
Заодно Ле Гуин постарались перещеголять в феминистскости - женщины тут наравне с мужчинами и даже в школу волшебников (все же помнят антагонизм wizard и witch очень много где) ходит множество девушек. То, что по канону там все очень сложно и в 4 книге Техану будет ломать эту традицию об себя, как-то оказалось не заслуживающим внимания, увы.
Ну и конечно уважение чувств верующих. "Гробницы Атуана" в некоторой степени книга не то, чтобы антитеистическая, но точно - антиклерикальная, и про то, что нужно понимать, в кого ты веришь и кому поклоняешься. Видимо в наше время о таком снимать не принято, поэтому Храмы и Гробницы в фильме - оплот благости и вселенского равновесия. Все послушницы как одна за мир и добро, и только одна плохая интриганка Коссиль мешает им прийти к нирване. А контрастом к этому Неназываемые (Безымянные) - древние хтонические силы, возникшие до первого слова, до солнца, луны и островов, оказываются просто крупными летучими мышами, запертыми в шкафу, которых Гед и Тенар прогоняют громким "Пошли прочь".
Следущий глюк - политический. В Земноморье все вечно грызутся со всеми, что тоже как-то не в кассу и сложно, поэтому на сцену выходит единственный завоеватель, мечтающий о бессмертии и могуществе. Он в какой-то момент даже школу колдунов захватывает при помощи туповато-коварного предателя. Ну и в финале конечно гибнет.
Известным штампом, что герой должен быть лет 16-17 и у него должна быть любовь, дуплетом оказывается убито все взросление Геда, который сразу появляется перед нами избалованым и пресыщеным юнцом, а также вся самостоятельность Тенар, которая просто должна ему (сверстнику, а не мудрому архимагу) поверить, и все станет хорошо и покойно.
Смешной друг ГГ, который должен умереть первым, тут тоже есть. И он таки да, жертвует собой ради друга. Друг его потом воскрешает конечно, но это наверно самый трогающий момент фильма.
Возможно сказался тот факт, что США - родина фильмов про индейцев, но система истинных имен здесь оказалась вывернута наизнанку. То есть Гед - прозвище, а "Ястреб" - настоящее имя.
Просто глюки, похоже что без подоплеки а из любви к искусству: Тень здесь щеголяет отвратно-зомбячьим лицом с червями и без носа, что делает диалоги "я это ты, Гед!" довольно странными. Лабиринт под Гробницами внезапно ярко освещен множеством свечей и факелов, а бродит по нему не Гед, а его друг. Гед и ГлавГад в финале сражаются на холодном оружии, хотя один из них - колдун, меча в руках не державший, а другой - король, который может просто приказать своим воинам. Никто не умирает, а кто умер, того воскрешают. Только злой завоеватель и всякие статисты кончаются с концами. Неудивительно, что наказание за пособничество в убийстве тут принудительная работа жонглером...
Скорее всего причина в маленьком бюджете, но все сцены с участием коргов и их кораблей сняты в одном и том же месте, на каком-то небольшом озере или заливе. Когда король в пятый или шестой раз ругается "Почему мы еще не догнали этого колдуна!" стоя на фоне все того же приметного утеса на берегу, становится уже смешно.
В завершение хочется сказать, что мир Ле Гуин не зря несовершенен, в нем есть место и конфликтам и мести, и глупости и несправедливости. Это делает его живым, а читателя обогащает некоторым количеством мудрости. Мир же этого фильма почти мертв. В нем царствует благостное равновесие, которое лишь ненадолго нарушают плохие парни, которых просто надо устранить, и вернуться к существованию без конфликтов. Не о том ли ты мечтал, Коб, по прозвищу Паук?.
+++++++++++++++++++++++++
Все обобщения ложны, но если в двух словах, то Миядзаки похоже просто слишком давно отгорел этим всем, а авторы кина не поняли первоисточник и постарались исправить и улучшить на свой лад.