Сразу оговорюсь, что название условное, так как в те времена и промышленности то особо не было, так что вернее было бы назвать "производственные здания" или более пространно "сохранившиеся здания допетровской Руси, но не церкви, не крепости и не палаты", но "промышленная архитектура" уже вполне сложившийся термин.
Сама матчасть - фотографии, потащенные из блога
Варандея, создавшего, как мне кажется, уже полноценную "энциклопедию русской жизни".
Пушечный двор со всем известной иллюстрации из учебника по истории России, основан был в 1475, долго был сначала заводом, а потом арсеналом, но в 1802 году такое эпохальное сооружение снесли, что жалко.
читать дальше
Гранатный двор на Спиридовке, точнее его часть, относительно функционала которой точных данных нет, делали на дворе боеприпасы, а в этом здании могли и администраторы сидеть. Впрочем, при тогдашней механизации так мог выглядеть и "цех".
Кожевенный двор, точнее опять же одна из его сохранившихся построек, избежавшая перелицевания в позапрошлом веке. Верхняя часть считается административной, а в подклете, совсем ушедшем под землю (кстати, в Москве еще в 80х было немало таких домиков "под XIX век", истинный возраст которых выдавали только эти наличники на уровне земли), одно большое помещение, могущее быть как складским так и производственным
Вид с другой стороны. Обитает в этом здании с 1926 года журнал "Знание - Сила" - да, я тоже был уверен, что его давно нет. Внутри все очень своеобразно и напоминает Зоомузей =)
Пост Варандея датирован 11 годом, надеюсь, что с тех пор вся эта милота уцелела.
Палаты Хамовного (то есть Текстильного в наших терминах) двора. Да, Хамовники и даже по легенде Моховая улица Петербурга - от него (и его питерского "брата").
Выглядит здание очень по-Псковски, хотя наверно почти любое средневековое здание будет выглядеть примерно так, если его хорошенько побелить.
Опять же, всем наверняка известная водонапорная башня в Коломенском.
Сделаю тут свое имховое отступление Сделаю тут свое имховое отступление, отчасти навеяное варандеевскими постами, но отчасти и собственное. В нашей истории и литературе-истории, которые преподаются в школе и в вузах на непрофильных направлениях, главную роль отдают полководцам и литераторам, а в ходе экскурсий к воплощенным в камне этим категориям - крепостям и усадьбам, добавляются еще и церкви, которых очень много в любой старой стране, в том числе и нашей. И получается, что посетив какой нибудь город, например Псков, путешественник получит исчерпывающие сведения о псковской крепости и ее ядре - Кроме, о соседних крепостях - Изборске и Печорах, о Троицком соборе, о двух соборах поменьше, зато XII века, ну и конечно съездит в имение Пушкина, пройдется, если не лень будет, по пушкинским местам самого города. ну и если путешественник педантичен, то зайдет в Поганкины палаты, они все таки часть краеведческого музея, и в них сложно не попасть. А о том, что по городу разбросаны с пару десятков разных старых светских домов - палаты богатеев, мастерские ремесленников, всякое непонятное, но тоже старинное, кто ему покажет? Да кому это интересно. И они ведь и сохраняются в таких же пропорциях, в Пскове больше 200 церквей, в том числе и весьма древних, пара десятков палат и 3-4 мастерских.
И вот возвращаясь к водонапорной башне в Коломенском. Когда я впервые увидел ее в сознательном возрасте, то именно она стала для меня основным впечатлением от Всего этого парка. Потому что где вы прочтете, будучи школьником, что люди в XVII веке вообще чем-то таким озабочивались, что пушечные ядра не на деревьях росли, а были такие приземистые здания с двухметровыми стенами и окнами-бойницами, в которых это все производилось, что в истории России да и мира вообще довольно много было мастеровых, инженеров, изобретателей, которые что-то руками и головой создавали. Но нет, из того же XIX века я лично, а подозреваю и почти все неспециалисты вспомнятс десяток литераторов Давыдова, Пушкина, Пущина, Кюхельбекера, Жуковского, Лермонтова, Грибоедова, Островского, Тютчева, Толстого, Достоевского, Герцена, Белинского, Пришвина, Некрасова, троих полководцев времен Наполеона и одного Менделеева. Очень как-то грустно от осознания этого. Тут уже совсем имховое имхо, но наверно это от того, что в литературе легче быть непохожим и остаться в истории, а наука и техника, это обычно Первые, которые чаще всего за границей, и которые строили какие-то ерундовины из щепок и желудейговна и палок, которые толком не работали, и многие поколения скучных усовершенствователей и продолжателей, а большинству (в том числе и составителям учебников), как водится нужно, чтобы обязательно была "Родина Слонов"...
Как раз Псков, здание кожевенных мастерских Косьмодемьянского монастыря, церковь которого стоит на холме рядом с Гремячей (Косьмодемьянской) башней, в самом холме, кстати, скрыты подвалы еще одного монастырского здания, к сожалению не восстановленного после войны, но столь же старого и массивного. Не вполне очевидно в наши дни, но река Пскова при своих ушайкообразных размерах была в старом Пскове важным двигателем промышленности, на ней стояли десятки мельниц, в том числе и прямо напротив монастыря, действовало множество разных мастерских. И вообще район был очень бойкий, даже немного жаль, что после войны его почти весь снесли и разбили длинный парк вдоль всей реки.
Правильная палата (фото Анастасии Дорожкиной), здесь правили тексты при печатном дворе предшественники современных корректоров. На переднем плане, кстати, огрызок сохранившейся Китайгородской стены Москвы. (опять же я думал, что ее всю снесли)
Источник:
Варандей: Московский промархА вот еще очень интересный материал - фотоподборка самых старых частей Российского государственного гуманитарного университета, а именно - старинных и очень красивых палат, к которым сейчас к сожалению не подобраться (по крайней мере в 2011 году, когда готовил материал Варандей, оно было так), как из-за нахождения их на задворках крупного учреждения, не заинтересованного в том, чтоб "шастали всякие" (в ТГУ на том же положении стоит часовня XIX века и бывший газовый завод среди гаражей, куда вас врядли пустят), так и то обстоятельство, что при достаточно мутных обстоятельствах туда вселились какие-то не самые доброжелательные арендаторы.